Если кратко то смотрим таблицу.
Критерий | Царь | Император |
Сфера руководства | Отдельные сообщества, замкнутые территории. | Объединение различных сообществ, объединенные территории. |
Откуда власть | От божественного начала, власть царя имеет сакральный смысл. | От общества, людей, которые наделяют императора властью и видят в нём полезный для всех порядок. |
Структура власти | Единоначалие, полная ответственность, но и безграничные возможности. | Единоначалие, но в некоторых структурах возможны ограничения. |
Продолжение власти | Как правило, по наследству, либо силовой захват власти. | Как правило, по наследству, но возможны варианты силового захвата власти или назначение императором преемника. |
Исторические перспективы | Практически не сохранились, социальная роль может существовать только в рамках отдельных ограниченных сообществ. К примеру, неформальных объединений или крупных корпораций. | Номинально может существовать в некоторых государствах, но фактически вытесняется более современными вариантами политического устройства и общественных институций. |
Социальная иерархия
Для начала рассмотрим обобщение и постараемся понять, что, так или иначе, каждый из этих терминов, указывает на правящий класс. Как царь, так и император является достаточно редкой фигурой в обществе и выполняет специфические функции. Речь здесь всегда идёт о правителе, который обладает рядом особых свойств. Для примера обратите внимание на шахматную доску, где в символическом варианте рядовые люди рядовые люди выражаются в качестве пешек, которых намного больше чем в других фигур, а правящий класс выражается в виде короля, который присутствует на шахматной доске в виде одной единственной фигуры. Соответственно, царей и императоров всегда мало. Если мы предполагаем монархический строй, то есть систему общества, где основная власть располагается в руках фактически одного человека, то и царь и император всегда присутствуют в единственном экземпляре. Для этих социальных ролей возможно выделить такие особенности:
- превосходство над остальными людьми;
- верховная власть;
- наличие сакральных функций;
- особая воля;
- возможность создавать законы.
Безусловно, здесь возможно было бы углубиться в исторический анализ и постараться рассмотреть, каким образом различные исследователи вообще предполагают формирование такой структуры общества с единственным вождём. Эти идеи весьма любопытные и детально рассматриваются, как древними учёными, так и современными, которые используют к примеру, психоанализ и другие весьма любопытные методы, для того чтобы понять, почему людям требуется единственный правитель и каким образом он гармонизирует общественный строй. Тем не менее, предметом нашего рассуждения является именно различие между двумя терминами, поэтому сконцентрируемся на этих особенностях.
Кто был раньше: царь или император?
Нужно отметить, что до некоторого времени. В частности, до активных политических реформ, которые наблюдались в Римской империи, цезарь в Риме также не предполагал абсолютизм. Цезарем была политическая фигура, которая действительно обладала всей полнотой власти, но при этом сам термин использовался именно для обозначения особой социальной роли и не привязывался к человеку как таковому. Таким образом, цезарем мог стать, условно говоря, практически каждый гражданин, который обладал соответствующими способностями и возможностями. Только с приходом абсолютизма цезарь стал из политической фигуры синонимом полноты власти, которая при этом имела наследственный принцип и позволяла обладать невероятными преференциями над всеми другими людьми в Римской империи.
Если говорить об индийской культуре, то здесь кшатрий обозначает отдельный социальный класс. Грубо говоря, кшатриями, то есть царями в этом понимании являются все государственные чиновники, все люди, которые несут военную службу и занимают подобные должности.
Историческое значение
Хотя мы знаем много древних цивилизаций, где власть структурировалась монархическим способом. К примеру, возможно рассмотреть древний Египет, в котором роль императора имел фараон. На самом деле, фигура императора появилась относительно недавно и этот феномен обуславливается историческими процессами.
Совершенно очевидно, что с историческим развитием различных сообществ, развивались и государства, которые стремились к тому, чтобы подчинять себе всё больше территории и иметь наибольшее влияние. Таким образом появлялись империи, соответственно, появлялись и императоры, которые объединяли под собой эти огромные конгломерации. Основное различие империи состояло в том, что такие территории могли включать в себя самые различные земли и национальности. Характерным примером здесь снова является Римская империя, которая объединяла различные нации и культуры. Также, возможно рассмотреть современную Российскую Федерацию, которая также в своей основе имеет полиэтничность. Возможно указать и на современные Соединённые штаты Америки, которые, несмотря на некоторую общность, всё равно соединяют земли, которые были колониями различных стран и исторически имеют довольно много различий, хотя и объединены под общим государственным началом.
Государственная и божественная власть
Помимо этого важно понять смысловые различия в терминологии. Дело в том, что исторически (и об этом говорят многие исследователи) фигура царя всегда наделялась сакральной властью. В частности, учёные говорят о том, что роль царя развивалась из главы племени, которым был не столько самый сильный воин, но зачастую человек, который объединял в себе функции шамана и руководителя. Таким образом подобный персонаж не только управлял какими-то практическими делами и решал вопросы, так сказать, политики на прикладном уровне, но и заведовал различными духовными вопросами. Такой руководитель во многом обеспечивал не только практическое, но и духовное развитие общества. К примеру, он говорил о том, во что и как нужно верить.
По сути, роль царя в дальнейшем имела именно подобную функцию. Именно поэтому, ещё относительно недавно во многих странах роль царя сакрализировалась. Речь идёт о том, что правитель ассоциировался с неким духовным наставником, которому власть дана от высших инстанций и который не столько определяет, как нужно в практическом смысле жить людям на земле, но устанавливает связь между рядовыми людьми и божественными инстанциями.
Когда наступила эпоха модерна и индустриализации, которая привела к формированию государственности в том виде, которую мы наблюдаем сейчас, а также к формированию империй, фигура царя стала замещаться. Учитывая то, что философская мысль была охвачена рационализмом, фигура царя была смещена фигурой императора. Император становился не только правителем, который объединяет под собой империю, но и тем правителем, который исполняет земной закон для людей. Речь идёт о том, что общество само устанавливало для себя порядки, которым нужно следовать и эти порядки не всегда обуславливались какими-то высшими рассуждениями и чем-то подобным. Эти порядки исходили из области рациональности и имели своей целью общее благо, которое и нужно установить на земле. Император, в свою очередь, являлся той высшей властью и символизировал ту высшую власть, которая обеспечивает соблюдение этих порядков, которые люди сами для себя установили.
В целом здесь мы наблюдаем тенденции секуляризации, которые продолжаются и до сих пор. К примеру, сейчас наиболее прогрессивным вариантом общественного устройства считается демократия, когда каждый человек условно принимает участие в том, чтобы устанавливать какие-то основные порядки существования общества, но также и является тем, кто этим порядком подчиняется.