Административное деление РФ достаточно сложное. К территориальным единицам относят республики и области. Хоть их правовой статус похож, все же есть некоторые отличия.
Особенности республики
В средневековье для совершенствования стран требовалось улучшение системы управления ими. Лучшие мыслители стремились использовать опыт древних греков, римлян по формированию демократических государств. Это означает, что в руководстве будут лица, которых выбрал народ. Данный момент раскрывает содержание республики.
Сейчас во многих странах действует именно такая форма правления. Высшие органы выбираются гражданами, наделенными правами и свободами. Востребована практика избрания органов власти парламентами суверенных стран. Власть не может передаваться по наследству или иным способом.
Современные виды республик по сравнению с древнеримскими действуют на основе законов-конституций. В документах указаны правила, регулирующие отношения между государством и обществом. Ставится акцент на представительскую власть, которую может выбрать только народ.
В документации указано о принадлежности власти народу. При этом обозначается, что нет привилегированных классов. В управлении применяются социально-политические технологии, финансовые вложения.
При данной форме правления у каждого органа власти свои полномочия. Есть парламентская республика, в которой основой считается парламент, а также президентская, где президент отвечает за:
- назначение правительства;
- представление законодательных проектов;
- руководство внешней политикой.
Еще он считается верховным главнокомандующим. Есть и смешанные республики, где власть находится у президента и правительства.
Особенности области
В РФ область – административно-территориальная единица, сформированная для удобного управления территорией, решения разных задач. Данная практика распространена и в иных государствах. У области нет политической самостоятельности. Она является функциональной деталью общей системы.
В областях обеспечивается налоговый сбор. Также они должны выполнять функции государства в пределах своей территории. Данные территории стали образовываться еще в 18 веке, а сейчас это привычная территориальная единица.
В 1930-е гг. формировались крупные области. Изначально это были губернии, которые прошли стадию ликвидации. Потом области разделились на маленькие. И некоторые прошли процедуру упразднения. Сейчас в стране 46 областей.
Главные отличия
Данные территориальные единицы отличаются некоторыми особенностями:
- Республика – субъект государственной власти. У области отсутствует политическая самостоятельность.
- Республика функционирует на основе собственной конституции. В области действует документ, который утвердил законодательный орган.
- Во главе республики находится президент. Парламент служит законодательным органом. Президент отвечает на исполнительную власть. В области происходит реализация воли высших органов республики с помощью издания местных правовых документов.
- В республике есть разделение высшей власти, также разделены полномочия каждого органа. Область лишь занимается исполнением их решений.
- Глава республики отвечает на личные действия и в некоторых случаях, установленных конституцией, способен лишать парламент от обязанностей. На руководство области возлагается гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушения закона.
- Президент республики выполняет роль представителя государства перед остальными субъектами на международной арене. Область не считается единицей международного права.
- Главу республики избирают граждане или парламент на конкретный период. Руководство области назначается президентом страны. Глава государства может и освободить от работы данного чиновника.
- Название республики, ее границы имеют устойчивый характер. Только законодательный орган может изменить его. Наименование и границы области устанавливается данным органом с учетом государственных потребностей.
Таким образом, представленные единицы имеют некоторые отличия, хоть и сильно похожи между собой. Понимание разницы данных субъектов страны позволяет определить их роль в развитии государства.