Культура транслирует человеческий опыт и позволяет узнать различные стороны этого опыта. При помощи произведений искусства культура закрепляет и сохраняет наработки прежних генераций, опыт всего человечества.
Многогранность басен и сказок
Басни и сказки, безусловно, имеют отношение к сфере искусства. Тем не менее, они, в некоторой степени, не совсем похожи на более привычные и, скажем так, стандартные варианты произведений искусства. В частности, что касается авторства, то, конечно, басни и сказки могут иметь конкретных авторов, но зачастую их содержание определяется таким образом, что в нём закрепляется некий общий культурный багаж и мировоззрение того или иного сообщества. Помимо этого, такие произведения искусства чаще всего имеют дидактическую функцию, то есть дают воспитательное воздействие. Именно поэтому басни и сказки кажутся немного детскими, искусством, которое предназначено для детей.
Критерий | Басня | Сказка |
Для кого написаны | Чаще для детей, но пользуются популярностью и у взрослых | Для детей с целью трансляции опыта и воспитания, но и для взрослых не теряют актуальность |
Структура | Как правило, придерживаются классической структуры с экспозицией главных героев, действием и выводом в виде морали | Достаточно много различных сюжетов, но некоторые современные исследователи утверждают, что центральной частью всегда является главный герой и его трансформации |
Спектр тем | Как правило, рассуждают об общественной морали и нравственных категориях | Могут охватывать самую разнообразную тематику |
Универсальность | Более понятны для тех сообществ, в которых написаны, хотя при талантливом авторе, во всех сообществах имеют востребованность | Зачастую содержат универсальные смыслы, которые соотносятся с глубокими архетипами человечества |
Уровни смыслов | Как правило, используемая аллегория даёт намёк на вполне конкретный феномен | Зачастую могут иметь огромное разнообразие толкований, которое со временем только обогащается |
Универсальность и глубина смыслов
Хотя, на самом деле, здесь присутствует гораздо более глубокий смысл. Предназначенность этих сочинений для детей обуславливается не примитивностью их содержания, но, наоборот, глубиной, которая при этом выражается в невероятно лаконичной форме. В такой литературе нужно компактно укомплектовать основные смыслы, опыт переживания реальности, который позволяет с высокой точностью эту реальность наблюдать и в ней действовать. При этом такие мысли для взрослого возраста отнюдь не теряют свою актуальность.
Скажем, возьмём басни Эзопа или Крылова. Конечно, чаще всего, их читают в юном возрасте. Тем не менее, трудно ли отыскать в обществе взрослых людей, которым неплохо было бы снова эти басни перечитать и возможно увидеть что-то знакомое, а в дальнейшем над этим поразмыслить?
Подобным образом и сказки, казалось бы, рассказывают фантастические и при этом довольно банальные сюжеты. Тем не менее, не могут ли сказки (без разницы фольклорные ли или какие-то современные сборники, наподобие известных историй Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка) побудить во взрослом человеке глубокие философские рассуждения и развить новый интеллектуальный опыт? Вопрос, несомненно, риторический.
Теперь, когда мы определили некоторые общие характеристики, которыми обладают, и басни, и сказки (подобное было нужно сделать, для того чтобы дать более точные очертания предмета нашего рассуждения) рассмотрим спектр смысловых различий.
Чем являются сказки
Для сначала нужно заметить, что такие масштабные термины, как басня или сказка возможно длительно описывать и разбирать. Поэтому далее предлагается ряд наиболее точных и понятных критериев, которые сможет усвоить читатель без особой подготовки и самостоятельно определить для себя грани и границы этих терминов.
Итак, сказка является частью древнего фольклора. Как правило, выходит из мифологического сознания, где существуют различные фантастические герои, а мир наполнен магическими свойствами и феноменами.
Сказка:
- даёт картину реальности;
- рассматривает спектр основных типажей и типичных для мира ситуаций;
- обладает воспитательным свойством;
- показывает пример;
- выстраивает нравственный порядок.
Как известно, эта часть фольклора, как правило, предназначалась для детей. С использованием метафор и аллегорий сказки как бы вводили детей во взрослый мир и рассказывали о том, как в этом мире обстоят дела. Тем не менее, сама суть сказки как жанра предполагает наличие иносказательности, что присутствует, и в достаточно древних, и в современных примерах.
Нравственность в сказках
Безусловно, сказочные персонажи могут условно подразделяться на хороших и плохих, а также давать примеры нравственного и безнравственного поведения. Однако, нужно понять, что сказочное выражение реальности довольно парадоксальным образом смешивает в себе утилитарный характер морали с мистическим восприятием реальности. Говоря другими словами, сказочный нравственный порядок выстраивается таким образом, чтобы воспринимающий тот или иной сюжет смог усвоить для себя наиболее эффективные модели поведения и взаимодействия с внешним миром, но при этом также и мог наблюдать глубокие смыслы и взаимосвязи, которые в этом мире присутствуют.
Конечно, против этих рассуждений возможно возразить и сказать, что есть немало примеров сказок со вполне конкретно прописанной моралью, которая имеет чёткую идеологическую основу. Например, в СССР детские писатели предлагали сказки про пионеров, из этой эпохи также есть немало кинофильмов, где советские герои взаимодействуют с фольклорными персонажами. При этом, понятное дело, что основные мотивации и модели поведения здесь устанавливаются, исходя из пионерской и, в целом, коммунистической морали. Тем не менее, и в таких примерах мы наблюдаем по сути фантастическое пространство, где молодые ребята-пионеры становятся как бы архетипами идеальных советских людей и существуют где-то в фантастической реальности свершившегося социализма.
В общем, здесь возможно и дальше рассуждать и приводить немало других примеров. Однако, здесь следует понять, что сказка всегда охватывает более глобальные темы по сравнению с баснями, предлагает более глубокие метафорические структуры, а также работает с мифологическим сознанием и областью архетипов. Условно говоря, сказка всегда обладает гораздо большей волшебностью, хотя и может метафорически рассказывать про различные феномены вполне конкретной реальности.
Какова суть басни
Басни также зачастую использовались в культуре для выполнения дидактической цели и назидания. Здесь также есть возможность выделить ряд характерных элементов:
- аллегорический характер;
- моральные установки;
- характерная структура произведения.
Как правило, басня является в меньшей степени фольклорным и в гораздо большей степени литературным произведением. Соответственно, в отличие от сказки здесь гораздо чаще возможно наблюдать привязку к авторству. Более того, именно внутренние моральные качества, интеллектуальное развитие и другие характеристики автора зачастую определяют качество самой басни.
Если, как известно, Аристотель предлагает для любого драматического произведения трёхактную структуру с завязкой, развязкой и кульминацией, то в баснях также наблюдаем нечто подобное. Только здесь используется завязка и развязка, а в качестве кульминации выступает авторский вывод или мораль. Наличие такого вывода является практически неотъемлемой частью басни. Тогда как в сказке предлагают гораздо большее пространство для воображения.
Автор басни также предлагает своему читателю поразмыслить, но более открыто делится своим опытом. Здесь важно понять, что сказка также транслирует опыт, но делает эту трансляцию в более завуалированном виде, который, с одной стороны, предоставляет большое пространство для созерцания, с другой стороны, зачастую обладает гораздо большей эффективностью. Басни, в свою очередь, зачастую прямо выявляют и высвечивают какой-либо феномен (как правило, из социальной жизни и морали) и дают этому феномену собственную оценку.
При этом нужно сказать, что данные утверждения не следует воспринимать в качестве слишком статичных и однозначных. Скажем, некоторые басни могут иметь более метафорический характер по сравнению с другими и помогать читателю самостоятельно размышлять, философски и образно осваивать реальность. Также и некоторые сказки могут быть буквально заперты в рамках собственной однобокой морали и внутренней логики, которую для читателя стараются транслировать.
В завершении также нужно отметить, что басни часто описывают некоторые особенности универсальной для всех эпох или только для времени жизни автора социальную реальность, для того чтобы выявлять дефекты этой реальности и по возможности эти дефекты исправлять, тогда как сказки стараются в целом побудить к тому чтобы осваивать реальность (в более глобальном, не только социальном, смысле) усваивать суть и размышлять.